Расчет стоимости продаваемой или покупаемой программы проводят по различным методикам, методам. В частности, популярными стали прецедентный и затратный подходы.
Прецедентный метод
Метод сравнительной или прецедентной оценки используют редко, но он популярен у продавцов и покупателей с опытом. Он сравнивает параметры программы (объем, производительность, интерфейс, цена и т.д.) с параметрами выбранного прецедента, например, со среднестатистическими рыночными параметрами. Данный подход хорош при недостатке рыночной информации и сложности сравнения программ, особенно, различных компаний и производителей. В сравнительном подходе необходимо учитывать успешность бренда производителя, брендность увеличивает стоимость. В реальных ситуациях следует иметь информацию о расходах на разработку, эксплуатацию и поддержку программного продукта.
Затратно-доходный метод
Имея данные о расходах, можно рассчитать ориентировочную стоимость программы. Расчет стоимости программного продукта происходит с учётом затрат на:
- разработку техзадания, постановку задач и оценку ресурсов;
- разработку логико-алгоритмической структуры и архитектуры;
- кодирование модулей программы;
- разработку тестов и тестирование модулей;
- структурирование и компоновку разработанных модулей;
- тестирование логико-алгоритмической корректности программы;
- документирование и сертификацию продукта.
Чтобы оценить продаваемую программу, нужно знать, каков спрос на неё. Нужен показатель степени заинтересованности потенциальных покупателей, который зависит от покупательской способности в группе заинтересованных лиц и является неустойчивым.
Формирование спроса является процессом многокритериальным: спрос бывает временной (эпизодический, регулярный или повседневный) или динамический (чрезмерный, импульсивный, падающий или сезонный).
Оформление покупки
Необходим договор продажи-покупки программного продукта, в котором указываются:
- права продавца и покупателя (на домен, логотип, контент – на все, что используется в программе);
- принципы, правила свободы от требований третьих сторон;
- стоимость, сроки передачи, способ уплаты, формы и состав документов по продаваемой или покупаемой программе;
- ответственность продавца и права покупателя при перерегистрации продукта, например, покупаемого сайта.
Оформляется и подписывается с двух сторон акт приемки-передачи программы. Возможны также дополнения и приложения к акту, договору, например, составляются дополнения, регулирующие сопровождение или авторство разработчиков.
Пример оценки
Для многих 2019-2022 годы стали «шоковыми» из-за COVID-19. Активизировался спрос на программы, например, дистанционной работы, айтрекинга, оплаты услуг или отслеживания ЗОЖ. Такой продукт имеет на рынке максимальное значение коэффициента конверсии. Со снижением пандемии снизился и спрос на подобные программы, упала их конверсионная способность. Сработало системное правило: если какая-либо задача в обществе стала актуальной, то она получит решение и соответствующую программную поддержку. Следовательно, бизнес на программах, программировании становится на рынке успешным.