Одним из необходимых условий для выдачи ипотеки под залог имущества, является независимая оценка его актуальной рыночной стоимости. В роли закладываемого имущества может выступать недвижимость (земельный участок, квартира, дача, частный дом) или имущественные комплексы, которые могут включать в себя недвижимость, личный транспорт, ценные бумаги и другие объекты собственности. В этой статье мы постараемся ознакомить вас с обязательным минимумом, который нужно знать в данном вопросе потребителю.
Что из себя представляет эта услуга?
Определение текущей рыночной стоимости имущества, закладываемого потребителем в залог, состоит из нескольких поочередных этапов: предоставление в компанию для оценки всех необходимых документов по закладываемому объекту, причем перечень может разниться в зависимости от конкретного вида имущества; проведение осмотра и фотографирование оцениваемого объекта экспертами для того, чтобы составить акт осмотра; проведение необходимых расчетов и составление отчетов об оценке для его дальнейшего представления в банк.
Где можно заказать оценку имущества?
С теоретической точки зрения заказать оценку земельных участков, предоставляемого в залог для получения ипотеки, можно практически в любой компании, занимающейся оценкой, причем такая оценка будет полностью законной. Но на деле многие банки в наши дни практикуют неофициальную аккредитацию специальных компаний-партнеров, в таком случае вам будет рекомендовано обратиться именно к ним. Стоимость оценки в таких компаниях на практике зачастую намного выше рыночной, а стоимость имущества, которая будет получена в результате оценки экспертами, в среднем на 15-20 искусственно занижается по сравнению с её действительной стоимостью. Ваше законное право – отказаться от «банковской оценочной компании» и самостоятельно выбрать ту оценочную компанию, которая вам больше по вкусу. Например, её можно найти в сети Интернет, воспользовавшись любой поисковой системой.
Какой перечень документов должен присутствовать у компании-оценщика?
Сначала стоит отметить, что еще с 2006 года в России лицензирование на деятельность по оценке имущества было полностью отменено. Оценочная компания, в рамках законодательства, обязана для работы иметь в своем штате не менее двух экспертов-оценщиков, которые прошли специальное обучение и аккредитованы в саморегулируемых организациях. Оценщик обязательно должен быть застрахован, обеспечивая тем самым защиту прав потребителей услуги по оценке.
Обязательные составляющие, которые должны содержаться в отчете об оценке имущества
Каждый отчет прошивается, скрепляется печатью компании и подписывается экспертом-оценщиком. Он должен содержать: информацию о методах расчета стоимости, сами расчеты; фотографии объекта оценки; копии документов на оцениваемый объект, паспортные данные и реквизиты заказчика отчета, конечную стоимость имущества и анализ рынка. Так же должна указываться информация о страховке эксперта-оценщика. Очень внимательно отнеситесь к данным, которые будут указаны в отсчете.
Результатом работы экспертов оценочной компании будет отчет об оценке имущества с действительной рыночной стоимостью закладываемого имущества на момент оценки, который будет оформлен в соответствии с законодательством РФ и иметь полную юридическую силу.